Конспекты логопедический занятий для учеников с ОВЗ (ЗПР), обучающихся в режиме полной инклюзии в 4а, 4б, 4в классах
Занятие 47
Тема: «Глагол. Изменение глаголов по числам и временам»
Прочитай! Запомни!
Глагол – самостоятельная часть речи. Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делал? что будет делать? и так далее. Считать, прочитать, рисует, придумал, напишет. Глаголы изменяются по временам.
Глаголы в настоящем времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечают на вопрос что делает? Учится, пишет.
Глаголы в прошедшем времени обозначают действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал? Учился, написал.
Глаголы в будущем времени обозначают действие, которое только ещё? будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает? Будет учится, напишет.
Глаголы изменяются по числам: горит – горят, пел – пели, взлетит – взлетят.
Глаголы в неопределённой (начальной) форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число глагола. Учить, решить.
Задание № 1
Игра «Третий лишний». Прочитай. Найди и подчеркни в каждой строчке «лишнее» слово, которое не подходит к двум другим. Объясни свой выбор.
Старость, понимать, молодость.
Глупый, радовать, умный.
Грустить, радость, веселье.
Рисовать, кисть, краски.
Замерзать, холодный, морозный.
Задание № 2
А. Игра «Помоги Незнайке». К существительным из первого столбика подберите подходящие по смыслу глаголы из второго столбика. Соедини их стрелочками.
дворник
журналисты
бухгалтер
доктор
художники
балерина
учитель
строители |
считает
строят
танцует
учит
пишут
подметает
лечит
рисуют
|
|
|
Б. Подчеркни глаголы во множественном числе.
Сделай вывод: Число глагола зависит от числа ________________________, с которым глагол связан по смыслу.
В. Назови одним словом слова первого столбика. ________________________
Г. Напиши, кем ты хочешь стать, когда вырастешь. ______________________________
Задание № 3
Игра «Всё наоборот»
ед.ч. мн.ч.
Образец: бледнеет – бледнеют
трудятся – __________________ бездельничает – ____________________
читают – ____________________ пишет – ___________________________
плачет – ____________________ смеются – _________________________
радуется – __________________ грустят – __________________________
молчат – ____________________ говорит – _________________________
идут – ______________________ стоит – ___________________________
бросает – ___________________ поднимают – _______________________
Задание № 4
Определи число глаголов, заполни таблицу.
№ |
Предложение |
Глагол стоит |
в ед. ч. |
во мн. ч. |
1 |
По небу неслись чёрные облака. |
|
|
2 |
Море кипело. |
|
|
3 |
Громадные волны разбивались о скалы. |
|
|
4 |
Страшный рёв моря сливался с рёвом ветра. |
|
|
5 |
Ветер сердито выл. |
|
|
6 |
Судно носилось по волнам. |
|
|
7 |
Люди стояли на мостике. |
|
|
8 |
Они крепко держались на мостике. |
|
|
9 |
Капитан тревожится за судьбу людей. |
|
|
Прочитай! Запомни!
Времена глагола |
Вопросы |
ед. ч. |
мн. ч. |
Настоящее |
Что делает? |
Что делают? |
Прошедшее |
Что делал? (сделал?) |
Что делали? (сделали?) |
Будущее |
Что будет делать?
Что сделает? |
Что будут делать?
Что сделают? |
Задание № 5
Определи, в форме какого времени употреблены глаголы и запиши глаголы в три столбика.
Потеплело, взял, будут кататься, увидит, катит, упал, стоит,
блестит, скатился, рисует, повеселились, обрадуется, читает, свяжет,
будут летать.
Прошедшее время |
Настоящее время |
Будущее время
|
|
|
|
Задание № 6
А. Заполни таблицу по образцу.
Прошедшее
время |
Настоящее
время |
Будущее
время |
говорил |
говорит |
будет говорить заговорит |
|
поёт |
|
думал |
|
|
|
|
закричит |
|
учит |
|
светил |
|
будет ходить |
|
пишет |
|
Б. Допиши правило.
НЕ с глаголами пишется __________________________________________
В. Допиши отрицательную частицу НЕ к глаголам в таблицу
Прошедшее
время |
Настоящее
время |
Будущее
время |
не говорил |
не говорит |
не будет говорить
не заговорит |
|
поёт |
|
думал |
|
|
|
|
закричит |
|
учит |
|
светил |
|
будет ходить |
|
пишет |
|
Задание № 7
А. Найди и подчеркни глаголы в форме прошедшего времени.
Бегут, догнал, умчался.
Б. Подчеркни глаголы в форме настоящего времени.
Лежит, стоят, будут сидеть.
В. Подчеркни глаголы в форме будущего времени.
Напишу, нарисуют, читает.
Г. Определи и напиши число глагола.
мн. ч.
Образец: бегут
Напиши, какое задание показалось тебе:
а) самым лёгким ________________________;
б) самым интересным ____________________;
в) самым трудным _______________________.
Занятие 48
Тема: «Согласование имён существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе»

Задание № 1
Игра «Четвёртый лишний». Подумай и назови «лишнее» слово, то есть слово, которое не подходит к трем другим словам.
Трещит, скрипит, воет, скулил.
Встречает, визжал, поскрипывал, дул.
Прочитает, запишет, нарисует, удивил.
Задание № 2
Используя алгоритм, впиши окончания глаголов.
растения зацвел_
кошка любил_
шарик лопнул_
деревья согнул_сь
сердце забил_сь |
птица пропел_
зеркало треснул_
рабочий доделал_
доски прогнул_сь
осень наступил_ |
Задание № 3
А. Образуй форму прошедшего времени женского, мужского и среднего рода.
|
Ж. р |
М. р. |
Ср. р.
|
петь
|
пела |
пел |
пело |
белеть
|
|
|
|
звенеть
|
|
|
|
ночевать
|
|
|
|
танцевать
|
|
|
|
Б. Допиши отрицательную частицу НЕ к глаголам в таблицу.
|
Ж. р |
М. р. |
Ср. р.
|
петь
|
не пела |
не пел |
не пело |
белеть
|
|
|
|
звенеть
|
|
|
|
ночевать
|
|
|
|
танцевать
|
|
|
|
Задание № 4
Составь словосочетания, подбирая к именам существительным глаголы, подходящие по смыслу и грамматически. Соедини их стрелочками.
поезд |
играл |
небо |
продавалось |
песня |
двигался |
нитки |
потерялись |
оркестр |
продолжалась |
крепость |
прояснилось |
пуговицы |
оторвались |
блюдо |
разрушилась |
Задание № 5
К данным существительным подберите глаголы в форме прошедшего времени, подходящие по смыслу. У глаголов выделите окончания.
вода капала,________________________________________________________
солнце взошло ,_____________________________________________________
ветер завывал,______________________________________________________
Задание № 6
Отметь в таблице, в каком роде употреблён глагол прошедшего времени.
Предложение |
Сказуемое |
м. р. |
ж. р. |
ср. р. |
С озера доносилось кряканье уток.
|
|
|
|
Весной звенела частая капель.
|
|
|
|
Метель завывала всю ночь.
|
|
|
|
С востока задувал морозный ветерок.
|
|
|
|
К вечеру погода изменилась.
|
|
|
|
Яркое солнышко сияло на небе.
|
|
|
|
Вода в реке поднялась.
|
|
|
|
Внезапно дождь перестал.
|
|
|
|
На дорогу с горы упал камень. |
|
|
|
Задание № 7
Поставь глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени и запиши их в предложения на месте пропусков. Определи род глаголов. Обозначь окончания глаголов.
ср. р.
Образец: наступило утро.
(Наступать) ______________ утро. Солнце (взойти) _____________. Между деревьев (блестеть)__________________ поверхность воды. Небо (синеть) _______________. Ветер (качать) _______________ верхушки
деревьев.
Задание № 8
Найди в тексте глаголы прошедшего времени и существительные, с которыми они согласуются. Определите род и число глаголов. У глаголов выдели окончания.
ед. ч., ср. р.
Образец: пригрело солнце.
Весна
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. С пригорка побежал весёлый ручеёк, наполнил до краёв глубокую лужу и дальше в лес побежал.
Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из под коры жучки, расправили крылышки и полетели. Проснулась ящерица и выбралась
из норки. Лягушки тоже от зимнего сна очнулись.
(По Г. Скребицкому)
Напиши,
какое задание показалось тебе:
а) самым лёгким ________________________;
б) самым интересным ____________________;
в) самым трудным _______________________.