Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

  

 МБОУ СОШ №1 Аксайского района

346720, Ростовская область, г. Аксай, ул. Гулаева, 129

Тел.: (8 863 50) 4-23-23  E-mail: asosh_1@mail.ru 

Логопедические занятия в 4-х классах

 

видео:

- физкультура (физминутка);

- зрение (для глаз, снятие напряжения);

- забор,

релакс,

- фрагмент дыхания (столбик идёт вверх- вдох, вниз – выдох).

Конспекты логопедический занятий для учеников с ОВЗ (ЗПР), обучающихся в режиме полной инклюзии в 4а, 4б, 4в классах

 

Занятие 47

 

Тема: «Глагол. Изменение глаголов по числам и временам»

 

Прочитай! Запомни!

 

Глагол – самостоятельная часть речи. Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делал? что будет делать? и так далее. Считать, прочитать, рисует, придумал, напишет. Глаголы изменяются по временам.

Глаголы в настоящем времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечают на вопрос что делает? Учится, пишет.

Глаголы в прошедшем времени обозначают действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал? Учился, написал.

Глаголы в будущем времени обозначают действие, которое только ещё? будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает? Будет учится, напишет.

Глаголы изменяются по числам: горит – горят, пел – пели, взлетит – взлетят.

Глаголы в неопределённой (начальной) форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число глагола. Учить, решить.

 

Задание № 1

 

Игра «Третий лишний». Прочитай. Найди и подчеркни в каждой строчке «лишнее» слово, которое не подходит к двум другим. Объясни свой выбор.

Старость, понимать, молодость.

Глупый, радовать, умный.

Грустить, радость, веселье.

Рисовать, кисть, краски.

Замерзать, холодный, морозный.


 

Задание № 2

 

А. Игра «Помоги Незнайке». К существительным из первого столбика подберите подходящие по смыслу глаголы из второго столбика. Соедини их стрелочками.

 

дворник

журналисты

бухгалтер

доктор

художники

балерина

учитель

строители

считает

строят

танцует

учит

пишут

подметает

лечит

рисуют

 

 

 

 

Б. Подчеркни глаголы во множественном числе.

Сделай вывод: Число глагола зависит от числа ________________________, с которым глагол связан по смыслу.

В. Назови одним словом слова первого столбика. ________________________

Г. Напиши, кем ты хочешь стать, когда вырастешь. ______________________________

 

 

 

Задание № 3

Игра «Всё наоборот»

 

                 ед.ч.       мн.ч.

Образец: бледнеет – бледнеют

 

трудятся – __________________ бездельничает – ____________________

читают – ____________________ пишет – ___________________________

плачет – ____________________ смеются – _________________________

радуется – __________________ грустят – __________________________

молчат – ____________________ говорит – _________________________

идут – ______________________ стоит – ___________________________

бросает – ___________________ поднимают – _______________________

 


 

 

Задание № 4

 

Определи число глаголов, заполни таблицу.

 

 

Предложение

Глагол стоит

в ед. ч.

во мн. ч.

1

По небу неслись чёрные облака.

 

 

2

Море кипело.

 

 

3

Громадные волны разбивались о скалы.

 

 

4

Страшный рёв моря сливался с рёвом ветра.

 

 

5

Ветер сердито выл.

 

 

6

Судно носилось по волнам.

 

 

7

Люди стояли на мостике.

 

 

8

Они крепко держались на мостике.

 

 

9

Капитан тревожится за судьбу людей.

 

 

 

 

Прочитай! Запомни!

Времена глагола

Вопросы

ед. ч.

мн. ч.

Настоящее

Что делает?

Что делают?

Прошедшее

Что делал? (сделал?)

Что делали? (сделали?)

Будущее

Что будет делать?

Что сделает?

Что будут делать?

Что сделают?

 

 

Задание № 5

 

Определи, в форме какого времени употреблены глаголы и запиши глаголы в три столбика.

Потеплело, взял, будут кататься, увидит, катит, упал, стоит,

блестит, скатился, рисует, повеселились, обрадуется, читает, свяжет,

будут летать.

 

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 6

 

А. Заполни таблицу по образцу.

 

Прошедшее

время

Настоящее

время

Будущее

время

говорил

говорит

будет говорить заговорит

 

поёт

 

думал

 

 

 

 

закричит

 

учит

 

светил

 

будет ходить

 

пишет

 

 

 

 

Б. Допиши правило.

НЕ с глаголами пишется __________________________________________

 

В. Допиши отрицательную частицу НЕ к глаголам в таблицу

 

Прошедшее

время

Настоящее

время

Будущее

время

не говорил

не говорит

не будет говорить

не заговорит

 

поёт

 

думал

 

 

 

 

закричит

 

учит

 

светил

 

будет ходить

 

пишет

 

 


 

 

Задание № 7

 

А. Найди и подчеркни глаголы в форме прошедшего времени.

Бегут, догнал, умчался.

Б. Подчеркни глаголы в форме настоящего времени.

Лежит, стоят, будут сидеть.

В. Подчеркни глаголы в форме будущего времени.

Напишу, нарисуют, читает.

Г. Определи и напиши число глагола.

                   мн. ч.

Образец: бегут

 

 

 

 

Напиши, какое задание показалось тебе:

а) самым лёгким ________________________;

б) самым интересным ____________________;

в) самым трудным _______________________.

 


 

Занятие 48 

Тема: «Согласование имён существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе»

 

Задание № 1

Игра «Четвёртый лишний». Подумай и назови «лишнее» слово, то есть слово, которое не подходит к трем другим словам.

 

Трещит, скрипит, воет, скулил.

Встречает, визжал, поскрипывал, дул.

Прочитает, запишет, нарисует, удивил.

 

Задание № 2

Используя алгоритм, впиши окончания глаголов.

 

растения зацвел_

кошка любил_

шарик лопнул_

деревья согнул_сь

сердце забил_сь

птица пропел_

зеркало треснул_

рабочий доделал_

доски прогнул_сь

осень наступил_

 

Задание № 3

А. Образуй форму прошедшего времени женского, мужского и среднего рода.

 

 

Ж. р

М. р.

Ср. р.

 

петь

 

пела

пел

пело

белеть

 

 

 

 

звенеть

 

 

 

 

ночевать

 

 

 

 

танцевать

 

 

 

 

 

Б. Допиши отрицательную частицу НЕ к глаголам в таблицу.

 

 

Ж. р

М. р.

Ср. р.

 

петь

 

не пела

не пел

не пело

белеть

 

 

 

 

звенеть

 

 

 

 

ночевать

 

 

 

 

танцевать

 

 

 

 

 

 

Задание № 4

Составь словосочетания, подбирая к именам существительным глаголы, подходящие по смыслу и грамматически. Соедини их стрелочками.

поезд

играл

небо

продавалось

песня

двигался

нитки

потерялись

оркестр

продолжалась

крепость

прояснилось

пуговицы

оторвались

блюдо

разрушилась

 

Задание № 5

К данным существительным подберите глаголы в форме прошедшего времени, подходящие по смыслу. У глаголов выделите окончания.

 

вода капала,________________________________________________________

солнце взошло ,_____________________________________________________

ветер завывал,______________________________________________________

 

Задание № 6

Отметь в таблице, в каком роде употреблён глагол прошедшего времени.

Предложение

Сказуемое

м. р.

ж. р.

ср. р.

С озера доносилось кряканье уток.

 

 

 

 

Весной звенела частая капель.

 

 

 

 

Метель завывала всю ночь.

 

 

 

 

С востока задувал морозный ветерок.

 

 

 

 

К вечеру погода изменилась.

 

 

 

 

Яркое солнышко сияло на небе.

 

 

 

 

Вода в реке поднялась.

 

 

 

 

Внезапно дождь перестал.

 

 

 

 

На дорогу с горы упал камень.

 

 

 

 

Задание № 7

Поставь глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени и запиши их в предложения на месте пропусков. Определи род глаголов. Обозначь окончания глаголов.

                                   ср. р.

Образец: наступило утро.

 

(Наступать) ______________ утро. Солнце (взойти) _____________. Между деревьев (блестеть)__________________ поверхность воды. Небо (синеть) _______________. Ветер (качать) _______________ верхушки

деревьев.

Задание № 8

 

Найди в тексте глаголы прошедшего времени и существительные, с которыми они согласуются. Определите род и число глаголов. У глаголов выдели окончания.

 

                                      ед. ч., ср. р.

Образец: пригрело солнце.

 

Весна

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. С пригорка побежал весёлый ручеёк, наполнил до краёв глубокую лужу и дальше в лес побежал.

Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из под коры жучки, расправили крылышки и полетели. Проснулась ящерица и выбралась

из норки. Лягушки тоже от зимнего сна очнулись.

(По Г. Скребицкому)

 

 

Напиши,

какое задание показалось тебе:

а) самым лёгким ________________________;

б) самым интересным ____________________;

в) самым трудным _______________________.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"